В какой-то момент источником вдохновения для столь разных художников оказались «Мертвые души» Николая Гоголя. Каждый из них ощутил потребность окунуться в безграничный мир гоголевской поэмы и увидеть в ней образы, созвучные их стилю и времени.
В свою очередь куратор проекта Полина Лобачевская в качестве ключа к экспозиции предложила универсальную метафору – пассажиры, мчащиеся на птице-тройке.
Анатолий Зверев (1931–1986) иллюстрировал Гоголя всю свою жизнь.
В 1923 году Амбруаз Воллар, французский меценат и книгоиздатель, обратился к Марку Шагалу с предложением создать livre d’artist на основе какого-либо литературного произведения. Выбор Шагала пал на произведение Гоголя. Тираж с листами художника был набран в 1927 году, но долгое время книга оставалась в забвении. Лишь в 1948 году произведение наконец публикуется другим, не менее известным издателем – Эженом Терьяда – и получает Гран-при на международной биеннале в Венеции.
Третий участник диалога о «Мертвых душах» представляет совершенно новое, созданное специально для этого проекта произведение. Современник Зверева, Вадим Космачев принадлежит к когорте выдающихся русских художников, которые в 1960–70-е годы стали провозвестниками «советского ренессанса». Работая на стыке жанров и форм – скульптуры, инсталляции, технического эксперимента, – Вадим Космачев живо откликнулся на кураторский замысел, дав свой вариант «птицы-тройки».